Путаница в… сетях
Жители Ольского округа остались без рыбы?
Анонимный рыбак, представитель коренных малочисленных народов Севера Ольского округа обратился через мобильный мессенджер «Вацап» к главе территории Владимиру Печеному с видео-жалобой. По словам рыбака, ставные неводы, установленные на Нюклинской косе, лишают местных жителей возможности добывать себе рыбу. Так ли это, разбиралась корреспондент «МП».
Нюклинская коса, день. На побережье – десятки машин, водители и пассажиры которых до зубов «вооружены» спиннингами, сетями, крючками и блеснами. С началом путины сотни магаданцев и жителей Ольского округа выбираются в это место за драгоценными хвостами.
«Сейчас же мы в незавидном положении – ставные неводы перекрывают подходы рыбы, идущей со стороны Магадана в сторону устья реки Ола. Местным, рыбачащим на берегу, скажу по собственному опыту, рыбы не достается! Улова нет никакого – два невода стоят у самой косы, и еще несколько – ближе к Клепке и национальному селу Гадля. Почему мы, коренные жители, должны нашу же рыбу покупать у якобы градообразующих рыбодобывающих предприятий?», — возмущается неназвавшийся житель Ольского округа.
Как пояснил замминистра сельского хозяйства региона, неводы на Нюклинской косе ставятся десятилетия, но только в нечетные годы – когда большой подход горбуши.
— Плохой улов – не следствие того, что где-то косяку преградили путь сетями, а того, что пока ход рыбы еще не начался. И в неводах, и в сетях на лицензионках пока лососевых немного. Ученые говорят, что такое бывает перед большим подходом рыбы, который мы ждем и в 2017-м, — отметил Николай Алексеевич.
Отметим, по данным минсельхоза региона, за неделю с начала путины на Колыме выловили всего 17 т рыбы.
— Когда начнется подход, рыбы хватит и промышленникам, и любителям-рыболовам, и коренным. Хватает и нашему институту «МагаданНИРО», который вылавливает рыбу на реке Ола для ее дальнейшего разведения, — комментирует министр сельского хозяйства области Сергей Висящев. – Что же касается того, что обратившийся сказал, что рыбу приходится покупать по запредельным ценам,
не соглашусь – лично побывал почти во всех дальневосточных регионах и убедился, что у нас она самая доступная.
Тому в подтверждение и цены на ярмарках выходного дня в Магадане – хвост горбуши стоит в торговых павильонах всего 120 руб. Итак, на практике оказывается, что рыбу можно купить довольно недорого. Но сколько же ее надо колымчанину? Во втором-видеообращении рыбак посетовал на, по его мнению, небольшие квоты на вылов для коренных – 100 кг рыбы на человека.
— В среднем, магаданец съедает за год 35-40 кг рыбы. Это больше, чем во многих других регионах страны, — продолжает Сергей Филиппович. – Лимиты же для КМНС составляют в 2-3 раза больше. На семью, допустим, из 5 человек, это уже полтонны рыбы. Напомню, что ловить ее по «лимиткам» можно только для личного пользования – не для продажи, если нет ИП.
Как сообщили «МП» в ведомстве, в среднем, квоты на вылов одинаковы во всех ДВ-регионах. Но необходимо учитывать, что при этом лимиты на вылов на Колыме (5-7 тыс. т) в разы меньше чем на той же Камчатке (370-500 тыс. т).
— Причем комиссия по анадромным рыбам при распределении квот сначала отводит объемы коренным народам, затем – науке, потом уже на спортивное и любительское рыболовство, и в последнюю очередь – рыбопромышленникам. К тому же, коренным мы по закону должны выдавать, занимающимся традиционным образом жизни, у нас на территории это оленеводство, а также производящим вылов традиционными орудиями лова. Не спиннингами, и не лесочными сетками! На деле, конечно, допускаются поблажки. Потому говорить об ущемлении этой группы населения, по меньшей мере, необъективно, — заключил Николай Кошеленко.
Справка «МП»:
Ставной невод — стационарное орудие рыболовства. Принцип действия основан на задержке движущейся рыбы преградой и направлении ее в специальное устройство для удержания. В прибрежном рыболовстве такая ловушка применяется на промысле лососевых, мойвы, сельди, корюшки и др.
(«Магаданская правда», 7 июля 2017 года, № 51 (21011)